Открытие памятной доски Сарнову Борису Яковлевичу

Открытие памятной доски Сарнову Борису Яковлевичу

     2 мая 2016 года в городке НЭРЗ по адресу ул. Аксенова, д.48 состоялся митинг в честь открытия памятной доски Почетному железнодорожнику, Герою Социалистического Труда, бывшему директору Новосибирского электровозоремонтного завода, обладателю ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени и золотой медали «Серп и Молот» — Сарнову Борису Яковлевичу.

Открытие памятной доски Сарнову Борису Яковлевичу

      На митинг пришло большое количество работников и ветеранов завода, приняли участие депутаты, руководство завода, профсоюзный комитет. Выступая на митинге, каждый выступающий отметил огромный вклад Бориса Яковлевича как в становление и развитие завода, так и создание жилого фонда, спортивных объектов, инфраструктуры Первомайского района в целом и «городка НЭРЗ» в особенности.

      Данное мероприятие приносит огромный социальный и экономический эффект. Во-первых, на заводе, в цехах имеется возможность осуществить полную уборку рабочих мест после холодной зимы. Во-вторых, прибраться и облагородить территорию вокруг цехов и производственных участков. И самое главное, деньги, зарабатываемые на субботнике, по традиции перечисляются на нужды пенсионеров завода, а в этом имеется большая необходимость в свете задач по выполнению условий Коллективного договора и улучшения условий бывших работников завода.

Открытие памятной доски Сарнову Борису Яковлевичу

      Борис Яковлевич родился в августе 1910 года в городе Сувалки Гродненской области (Белоруссия) в крестьянской семье. После окончания школы ФЗУ (1925) трудился на станции Орша инструктором слесарного ремесла, директором учебного комбината. В 1932-1934 годах служил в рядах РККА. Затем работал на Полтавском паровозоремонтном заводе начальником отдела кадров, заместителем начальника цеха, председателем профсоюзного комитета, начальником литейного и механического цехов, в 1941 году мобилизован на фронт, а в 1942 году отозван и направлен на строительство паровозоремонтных мастерских в Красноярск. После освобождения Украины в 1944-1945 годах был начальником производства на Полтавском паровозоремонтном заводе, а затем начальником паровозоремонтных заводов в Тихорецке и Ростове-на-Дону.

      С 1952 года начальник Новосибирского паровозоремонтного, а впоследствии с заменой тяги — электровозоремонтного завода. Возглавляя завод, проявил себя талантливым руководителем, хорошим организатором производства.

      Борис Яковлевич часто подчеркивал, что локомотивы приходят и уходят, а люди остаются. Им тут жить и работать, создавать семью, растить детей. Если человек чувствует заботу о себе и сам непосредственно участвует в жизни коллектива, то он и трудиться будет с полной отдачей. Вот почему при Сарнове НЭРЗ стал, по сути, градообразующим предприятием, где создавалось все, что надо для жизни, начиная от жилых кварталов до детских комбинатов, аптеки, поликлиники, ателье, бани, ресторана. Чтобы людям не приходилось ездить за тридевять земель, здесь же открыли и парикмахерскую, и автоматизированную общественную прачечную, и фотографию, и музыкальную школу, и даже свою небольшую, но уютную гостиницу, где останавливались бригады машинистов, приводившие на ремонт локомотивы с ближних и дальних железных дорог страны.

Открытие памятной доски Сарнову Борису Яковлевичу

   Заводчане по праву гордятся тем, что сами принимали участие в строительстве кинотеатра «Орион», библиотеки имени Чернышевского, сообща строили стадион, пионерский лагерь «Березка», лыжную базу, хоккейное поле и комбинат бытового обслуживания. В это время создали и спортивный клуб «Молодость». Огромной популярностью в Первомайском районе пользовалась заводская команда КВН.

   Инициатором и организатором всех этих новаций как правило становился сам начальник завода. При значительном вложении трудовых и материальных ресурсов предприятия он умело использовал и помощь государства, и энтузиазм людей, и свой управленческий потенциал. Каждому цеху и отделу давалось задание: сколько человек и на какой срок направить в распоряжение стройцеха. Задачи Сарнов всегда ставил по максимуму: делать все добротно и красиво, чтоб и себе, и людям было в радость. В 1960 году на месте бывшей свалки рядом с жилыми домами начали строить спортивную базу, которая стала потом одной из лучших не только в районе, но и в городе. Здесь работало 20 секций: от городков, гимнастики и тяжелой атлетики до настольного тенниса и фигурного катания. В те годы завод содержал на свои средства и баскетбольную команду «Локомотив», игравшую в высшей лиге чемпионата СССР.

     Когда трудовая неделя была еще шестидневной, «субботники» устраивались по воскресеньям. Народу во главе с директором приходило немало — ведь строили для себя. Так возвели стадион с отличным футбольным полем, несколько жилых домов, общежитие, два сквера, здание техникума.

Открытие памятной доски Сарнову Борису Яковлевичу

     В 1965 году Б. Я. Сарнов выдвинул идею строительства бассейна на Первомайке. В городе и области его поддержали. Проект по заказу НЭРЗа выполнил институт «Сибгипротранс», но строительные организации наотрез отказались включить этот объект в свой титульный лист. Побоялись. Не было опыта непрерывного бетонирования. Тогда заводчане взялись за дело сами. Да так постарались, что построили бассейн практически за год.

      После бассейна завод взялся за строительство хоккейного стадиона на 3000 мест. К его открытию в 1971 году приурочили международный турнир с участием известных чехословацких команд «Спарта» и «Шкода» — фирмы-производителя электровозов марки ЧС, которые в то время ремонтировали новосибирцы.

      Хорошую память оставил о себе директор Сарнов, при котором отстающее в системе МПС предприятие вышло в передовые. Он ценил талантливых и энергичных людей, заботился о них, но умел и спрашивать по полной программе.

      За время директорства Б.Я. Сарнова Новосибирский паровозоремонтный завод сделал гигантский рывок вперед. Конечно, это заслуга всего коллектива рабочих, инженеров, техников. Но в жизни, как и в спорте, которым здесь увлекались и увлекаются все: когда команда выигрывает, то хвалят игроков, а если проигрывает, ругают тренера. Но Сарнов проигрывать не любил. И в критических ситуациях брал ответственность на себя.

      С 1951-го по 1960-й год на заводе отремонтировали 1250 паровозов различных модификаций (ФД, СО и Л), отлили 75 миллионов тонн чугунных и 8 миллионов тонн изделий цветного литья, изготовили 12 с половиной тонн различных поковок. В рамках выполнения программы увеличения производственных мощностей построили собственный гальванический цех, центральную заводскую лабораторию. Когда в середине 1950-х годов, решая продовольственную проблему, страна приступила к освоению целины, новосибирские паровозоремонтники наладили производство деталей 50 наименований (в том числе и карданных валов) для сибирского комбайна С-6, за что многие получили в награду медаль «За освоение целинных и залежных земель».

     Электрификация железных дорог страны и замена отходивших свой век паровозов на локомотивы с электрической тягой уже в середине пятидесятых годов прошлого столетия поставили перед коллективом Новосибирского паровозоремонтного завода совершенно новые, еще более сложные задачи. Предстояла большая и напряженная работа по постепенному изменению профиля предприятия без остановки производства. Пик переходного периода пришелся на 1964—1965 годы, когда в октябре 1964-го отремонтировали первый электровоз серии ВЛ-23-442, а в ноябре 1965-го состоялся торжественный митинг, посвященный проводам на Забайкальскую железную дорогу последнего, 2253-го паровоза, отремонтированного в Новосибирске. Это был Л-3942 для депо Сковородино.

      В тот день на митинг на заводском дворе собралось много народу. И каждый отдел, участок или цех старался сфотографироваться у паровоза на память. Ведь эта сверхплановая, дышащая паром машина подводила итог той огромной и напряженной работе, которой жил целых пятнадцать лет большой трудовой коллектив, именуемый Новосибирским паровозоремонтным заводом. Впрочем, с 30 марта того же 1965 года по приказу МПС за № 7-7450 это предприятие уже стало называться Новосибирским электровозоремонтным заводом.

      За сменой вывески стояло огромное дело и тысячи проблем, которые предстояло решить для того, чтобы на месте прежних цехов и отделов создать совершенно иное производство. И отличалось оно от прежнего, как паровоз от электровоза. Одновременно учили людей новым специальностям. Само понятие «слесарь по ремонту электроподвижного состава» включало в себя множество профессий: испытатели, слесари по ремонту приборов безопасности, пневмоаппаратуры, автотормозов, пусковых сопротивлений, главных контроллеров, вспомогательных машин. Еще новому производству требовались бандажировщики, укладчики, пропитчики, операторы, сварщики, специалисты по наплавке валов, горловин и еще многие другие. Одно только упоминание перечисленных профессий говорит о масштабах перестройки всего производства и о той огромной работе, которую предстояло провести по переобучению рабочих. Коллектив следовало обязательно сохранить, учитывая и то, что люди жили рядом в благоустроенных домах, построенных заводом. Возможно, так совпало, но любопытен сам факт, что вскоре после проводов последнего паровоза в жилом городке НЭРЗа снесли последний из шести бараков, построенных в 1942 году. Всем жильцам предоставили отдельные благоустроенные квартиры.

      Менялся уровень жизни и уровень производства. В это время на заводе появились совершенно новые машины, механизмы и установки. Некоторые из них создавались непосредственно на предприятии в тесном содружестве с учеными институтов Сибирского отделения Академии наук. Новосибирцы сделали тогда лучшую в стране станцию по испытанию электрических машин. В пропиточном отделении внедрили систему «МИР» с многоканальным импульсным регулированием режимов работы каждой печи. Подобных систем в то время не существовало ни на одном заводе Министерства путей сообщения СССР. Но для работы на таком оборудовании требовались новые кадры.

      Большую помощь в их подготовке оказал построенный еще в 1958 году прямо на заводской территории филиал Тайгинского железнодорожного электромеханического техникума, где готовили специалистов по холодной обработке металлов, техников-технологов литейного производства, энергетиков и механиков по ремонту электрического подвижного состава. Среди преподавателей имелось немало инженеров-технологов и электромехаников, работавших на электровозоремонтном заводе.

      Часть рабочих переучивали непосредственно на своем предприятии, но многих отправляли на заводы Москвы, Улан-Удэ, Челябинска и Запорожья. Там они познавали на практике все премудрости ремонта локомотивов на электрической тяге, возвращаясь домой хорошими специалистами.

      Завершив реконструкцию корпуса производственных цехов, новосибирцы за первые два года работы (1964—1965) сумели отремонтировать 73 электровоза, а за пятилетку этот показатель равнялся 730! Дешево и очень качественно стали ремонтировать колесные пары скоростных электровозов, заменив динамическую балансировку на две статических. Успех не остался незамеченным. За большой вклад в модернизацию производства и эффективную работу, способствующую электрификации железных дорог страны, начальник завода Б.Я. Сарнов в 1966 году был удостоен ордена Ленина с вручением Золотой звезды Героя Социалистического Труда.

      Сарнов Б.Я. дважды избирался депутатом Новосибирского областного Совета народных депутатов и членом Новосибирского обкома КПСС.

      Скончался Борис Яковлевич 11 ноября 1981 года. Похоронен на Инском (Первомайском) кладбище Новосибирска.

      Большое спасибо всем тем, благодаря инициативе и работе кого, стало возможно данное событие, в частности Калачеву Н.П.!

Фоторепортаж с открытия памятной доски Сарнову Борису Яковлевичу

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *